Содержание
Часы
Часовые механизмы
Мало кто из нас, несмотря на строгий запрет заводской инструкции, удерживался от того, чтобы открыть заднюю крышку своих наручных часов и полюбоваться на четкое качание пульсирование — балансира, волосковой пружинки, медленный ход блестящих колесиков.
Часы
Часы — колесница, запряженная слоном. При бое часов все приходит в движение. Бахус поводит глазами, шевелит челюстью, поднимает правую руку с бокалом.
Птица, свившая гнездо на голове этого весельчака, клюет виноград, человек, стоящий сзади, ударяет в колокол. На башне ходят дозором фигурки воинов, и слон, погоняемый возницей, медленно движется вперед. От одного завода часы проезжают 5 метров.
В эпоху, когда движение было атрибутом только живого, часы казались чудом. Поэтому в ХVІ веке, когда впервые получили распространение комнатные часы, их механизм обычно не прятали в закрытый футляр.
Автоматизм действия часов был явлением необычным и для многих загадочным. Мастера, во что бы то ни стало стараясь сделать механизм видимым, «без секрета».
Помещали механизм часов в открытый со всех сторон корпус, и тогда работа двигателя, вращение зубчатых колесиков, мерное колебание маятника, движение стрелок по диску циферблата и перемещение многочисленных деталей — все чудо человеческой выдумки становилось доступным наблюдению и вызывало восхищение и удивление.
Часы — кузница. Медленное поднятие и быстрое падение молота обеспечиваются сложной кинематической схемой.
Об изумлении перед часами свидетельствовал в 1404 году летописец, повествуя о башенных часах, только что появившихся в Московском Кремле:
«В лето 6912, — писал он в соответствии с принятым тогда летосчислением, князь великий замыслил часник и поставил его на своем дворе за церковью.
Сий же часник наречется часомерье; на всякий час ударяет молотом в колокол; размеряя и рассчитая часы нощные и дневные; не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, странолепно некако сотворено есть человеческой хитростью, преизмечтано и преухищрено».
Точильщик с ножом в руке склонился над вращающимся точильным колесом.
На цоколе бронзовая маска старухи, символизирующей Время. Она поводит глазами и высовывает язык — маятник. Под маской виден маленький циферблат.
В ХVІІІ веке конструирование сложных часов — автоматов являлось важнейшей сферой деятельности механиков — самоучек. Вряд ли можно указать хотя бы одного крупного механика той поры, который не отдал бы дань конструированию приборов для измерения времени — вспомним хотя бы Кулибина.
Часовые механизмы
Часы привлекали внимание изобретателей не только потому, что они были одним из важнейших и сложнейших элементов тогдашней техники, но и потому, что часовые механизмы служили хорошим «полигоном» для проверки и разработки ряда технических принципов — в первую очередь принципа автоматизма.
Это давало возможность затем применять эти принципы и для широких промышленных целей. Часы были как бы опытной моделью всего механического искусства.
Позже, когда часы стали сравнительно распространенным предметом обихода и само по себе движение механизма перестало поражать, искусные часовщики начали вводить в часы различные дополнительные механизмы, выполняющие сложные движения, ненужные для основной функции часов и предназначенные лишь для придания им особой занимательности, курьезности.
Как видно из многих конструкций часов, показывающий время циферблат нередко отступал в таких часах на второй план.
Часы, стилизованные под паровую машину. Отвернешь вентиль на «котле», и начинает вращаться большой маховик.
Как у настоящего паровика, есть манометр, водомерное стекло и тахометр на самом деле это часы, термометр и барометр.
Часовой механизм был удачно использован механиками XVIII века для создания игрушек — автоматов, которые живо воспроизводили движения животных или человека.
Среди изготовителей подобных автоматов особую славу приобрел француз Жак Вокансон (1709 – 1782 гг.), создавший флейтиста и утку. Игрок на флейте представлял фигуру молодого человека среднего роста.
Он дул во флейту, как всякий флейтист, вполне правильно перебирал пальцами, исполнял одиннадцать музыкальных пьес.
Утка была еще более совершенным произведением механического искусства. Когда механизм был заведен, птица вставала, махала крыльями, наклонялась к чашкам с водой и зерном, ела, пила, крякала.
Знаменитый часовщик — механик из швейцарской деревни Шо-де-Фон, Пьер Дроз (1721 – 1790 гг.).
Jaquet Droz.
В 1774 году Пьер Дроз демонстрировал на выставке в Париже механического писца, рисовальщика и девушку — музыкантшу.
Обмакнув перо в чернильницу, писец заполнял лист бумаги ровными строчками текста. Окончив письмо, аккуратно посыпал его песком — просушивал.
Рисовальщик, склонившись над бумагой, неторопливо набрасывал различные силуэты. Окончив одну фигуру, брался за другую.
Музыкантша играла на клавесине, перебирая клавиши то быстрее, то медленнее, и, поворачивая голову, следила за движением своих рук.
Движения всех трех автоматов были так естественны, что многие из зрителей готовы были считать их живыми людьми. И только когда Дроз открывал для обозрения сложный механизм, зрители убеждались, что перед ними действительно произведение техники, основой которого являлась часовая механика.
Маятником здесь служит весь корпус часов, раскачивающийся на кончике хобота слона. Качание часов обеспечивает спрятанный внутри молоточек — противовес.
Часовой механизм был и первым программным устройством. Например, бой в часах, звучащий в нужное время положенное число раз, осуществлялся с помощью барабана со шпильками, рычагов и различных кулачковых устройств, выполняющих строго рассчитанные неравномерные движения.
Часы — это первый автомат, употребленный для практических целей; на их основе развилась вся теория производства равномерных движений. Не подлежит также ни малейшему сомнению, что в ХVІІІ веке часы впервые навели на мысль применять автоматы (а именно, пружинные) к производству…
На снимках показано несколько образцов старинного технического искусства. Эти часы с дополнительными «развлекательными» механизмами, работающими от основного привода, хранятся сейчас в Политехническом музее, Оружейной палате, Эрмитаже и в других музеях мира.
Радченко Б.
Видео: Загадка таинственная пещера города призрака и часы
Часы и время — три века часов
Время Вселенной — время от начала до конца мира – мифы и легенды
Календарь – история создания календаря
Времена мифов и зашифрованная реальность космоса
Как работают часы и история развития часов