Содержание
Развитие часов с видимым механизмом
Часы, как модель всего механического искусства
Модели механических часов XVIII века
Мало кто из нас, несмотря на строгий запрет заводской инструкции, удерживался от того, чтобы открыть заднюю крышку своих наручных часов и полюбоваться на четкое качание балансира, пульсирование волосковой пружинки, медленный ход блестящих колесиков.
В эпоху, когда движение было атрибутом только живого, часы казались чудом. Поэтому в XVI веке, когда впервые получили распространение комнатные часы, их механизм обычно не прятали в закрытый корпус часов.
Автоматизм действия часов был явлением необычным и для многих загадочным.
Развитие часов с видимым механизмом
Мастера, во что бы то ни стало, стараясь сделать механизм видимым, «без секрета», помещали его в открытый со всех сторон корпус, и тогда работа двигателя, вращение зубчатых колесиков, мерное колебание маятника, движение стрелок по диску циферблата и перемещение многочисленных деталей — все чудо человеческой выдумки становилось доступным наблюдению и вызывало восхищение и удивление.
Часы-колесница, запряженная слоном. При бое часов все приходит в движение. Бахус поводит глазами, шевелит челюстью, поднимает правую руку с бокалом. Птица, свившая гнездо на голове этого весельчака, клюет виноград, человек, стоящий сзади, ударяет в колокол. На башне ходят дозором фигурки воинов, и слон, погоняемый возницей, медленно движется вперед. От одного завода часы проезжают 5 метров.
Об изумлении перед часами свидетельствовал в 1404 году летописец, повествуя о башенных часах, только что появившихся в московском Кремле: «В лето 6912, писал он в соответствии с принятым тогда летосчислением, князь великий замыслил часник и поставил его на своем дворе за церковью».
Часы-кузница. Медленное поднятие и быстрое падение молота обеспечиваются сложной кинематической схемой.
В XVIII веке конструирование сложных часов-автоматов являлось важнейшей сферой деятельности механиков-самоучек. Вряд ли можно указать хотя бы одного крупного механика той поры, который не отдал бы дань конструированию приборов для измерения времени — вспомним хотя бы Кулибина.
Часы привлекали внимание изобретателей не только потому, что они были одним из важнейших и сложнейших элементов тогдашней техники, но и потому, что часовые механизмы служили хорошим «полигоном» для проверки и разработки ряда технических принципов, в первую очередь принципа автоматизма, что давало возможность затем применять эти принципы и для широких промышленных целей.
Часы, как модель всего механического искусства
Часы были как бы опытной моделью всего механического искусства. Позже, когда часы стали сравнительно распространенным предметом обихода и само по себе движение механизма перестало поражать, искусные часовщики начали вводить в часы различные дополнительные механизмы, выполняющие сложные движения, ненужные для основной функции часов и предназначенные лишь для придания им особой занимательности, курьезности.
Как видно из модели часов, показывающий время циферблат нередко отступал в таких часах на второй план.
Точильщик с ножом в руке склонился над вращающимся точильным колесом. На цоколе бронзовая маска старухи, символизирующей Время. Она поводит глазами и высовывает язык — маятник. Над маской виден маленький циферблат.
Часовой механизм был удачно использован механиками XVIII века для создания игрушек-автоматов, которые живо воспроизводили движения животных или человека.
Модели механических часов XVIII века
Среди изготовителей подобных автоматов особую славу приобрел француз Жак Вокансон (1709 — 1782 гг.), создавший флейтиста и утку.
Игрок на флейте представлял фигуру молодого человека среднего роста. Он дул во флейту, как всякий флейтист, вполне перебирал правильно пальцами, исполнял одиннадцать музыкальных пьес.
Утка была еще более совершенным произведением механического искусства. Когда механизм был заведен, птица вставала, махала крыльями, наклонялась к чашкам с водой и зерном, ела, пила, крякала.
Знаменитый часовщик-механик из швейцарской деревни Шо-де- Фон, Пьер Дроз (1721 – 1790 гг.), в 1774 году демонстрировал на выставке в Париже механического писца, рисовальщика и девушку-музыкантшу.
Обмакнув перо в чернильницу, писец заполнял лист бумаги ровными строчками текста. Окончив письмо, аккуратно посыпал его песком и просушивал.
Рисовальщик, склонившись над бумагой, неторопливо набрасывал различные силуэты. Окончив одну фигуру, брался за другую. Музыкантша играла на клавесине, перебирая клавиши то быстрее, то медленнее, и, поворачивая голову, следила за движением своих рук.
Движения всех трех автоматов были так естественны, что многие из зрителей готовы были считать их живыми людьми. И только когда Дроз открывал для обозрения сложный механизм, зрители убеждались, что перед ними действительно произведение техники, основой которого являлась часовая механика.
Часы, стилизованные под паровую машину. Отвернешь вентиль на «котле», и начинает вращаться большой маховик. Как у настоящего паровика, есть манометр, водомерное стекло и тахометр. На самом деле это часы, термометр и барометр.
Часовой механизм был и первым программным устройством. Например, бой в часах, звучащий в нужное время положенное число раз, осуществлялся с помощью барабана со шпильками, рычагов и различных кулачковых устройств, выполняющих строго рассчитанные неравномерные движения.
Маятником здесь служит весь корпус часов, раскачивающийся на кончике хобота слона. Качание часов обеспечивает спрятанный внутри молоточек-противовес.
Не случайно ученые писали: «Часы — это первый автомат, употребленный для практических целей. На их основе развилась вся теория производства равномерных движений… Не подлежит также ни малейшему сомнению, что в XVIII веке часы впервые навели на мысль примеyять автоматы (а именно, пружинные) к производству…»
На снимках показано несколько образцов старинного технического искусства. Эти часы с дополнительными «развлекательными» механизмами, работающими от основного привода, хранятся сейчас в Политехническом музее, Оружейной палате, Эрмитаже и в других музеях страны.
Б. Радченко
Часы Масляный насос Jacob & Co.
Видео: Пион распускается.