Содержание
Ожидание
Инструментальность
Валентность
Теория ожиданий, первоначально выдвинутая Виктором Врумом в Йельской школе управления, предполагает, что поведение мотивировано ожидаемыми результатами или последствиями.
Врум предположил, что человек решит вести себя определенным образом в зависимости от ожидаемого результата выбранного поведения. Например, люди будут готовы работать усерднее, если они думают, что дополнительные усилия будут вознаграждены.
По сути, люди делают выбор, основываясь на оценках того, насколько ожидаемые результаты данного поведения будут соответствовать представлениям или в конечном итоге приведут/не приведут к желаемым результатам. Этот процесс начинается в детстве и продолжается на протяжении всей жизни человека.
Теория ожиданий имеет три компонента: ожидаемость, инструментальность и валентность.
Ожидание.
Ожидание — это убеждение человека в том, что усилия приведут к намеченным целям. Ожидание описывает веру человека в то, что «я могу это сделать». Обычно это убеждение основано на прошлом опыте человека, уверенности в себе и воспринимаемой сложности стандарта или цели. Факторы, связанные с восприятием ожидаемого индивида, — это компетенция, цель и контроль.
Инструментальность.
Инструментальность — это убеждение в том, что человек получит желаемый результат, если ожидаемое действие будет выполнено.
Инструментальность отражает убеждение человека в том, что «если я это сделаю, я получу это». Желаемый результат может прийти в виде повышения заработной платы, продвижения по службе, признания или чувства выполненного долга.
Наличие четкой политики на месте (что предпочтительно указывается в контракте), гарантирует, что вознаграждение будет предоставлено, если будет достигнута согласованная работа. Инструментальность низкая, когда результат неопределен или если результат одинаков для всех возможных уровней производительности.
Валентность.
Валентность — это уникальная ценность, которую каждый человек придают конкретному результату. «Я нахожу этот конкретный результат желательным, потому что я – это я». Факторы, связанные с валентностью человека, — это потребности, цели, предпочтения, ценности, источники мотивации.
Результат, который один сотрудник считает мотивирующим и желательным — например, бонус или повышение зарплаты — не может быть мотивирующим и желательным для другого (кто может, например, предпочитать большее признание или более гибкое рабочее время).
Теория ожиданий при правильном следовании может помочь менеджерам понять, как люди мотивированы выбирать между различными поведенческими альтернативами.
Чтобы улучшить связь между производительностью и результатами, руководители должны использовать системы, которые тесно связаны с повышением эффективности. Они также могут использовать обучение, чтобы помочь сотрудникам улучшить свои способности и позволить им полагать, что добавленные усилия, по сути, приведут к повышению производительности.
Видео: Ползущие камни Долины Смерти.