Содержание
Запахи воспоминаний
Вспомнить все
Память и биологические реакции
Память и сенсорное восприятие окружающего мира
Время и воспоминания
Сенсорные триггеры и активация воспоминаний
Когда маленький самолет местной авиалинии сделал вынужденную посадку прямо на поле где-то в Курганской области, я вышел озабоченный всего лишь задержкой рейса, и вдруг пахнуло чем-то теплым, полынным, очень знакомым степным.
Я вспомнил себя почему-то рядом с лошадью, на стогу сена. Лошадь большая, а стог огромный. Степной ветер всколыхнул глубинные слои памяти, и оттуда стали подниматься воспоминания.
Запахи воспоминаний
Потом я проверил себя, расспросив родных и знакомых. Да, все было точно. Я случайно оказался вблизи селения, где родился.
Интерес мой к таким ностальгическим ощущениям оживился после разговора с испанцем, привезенным малышом в СССР в 1937 году. Я спросил, что на него особенно сильно подействовало, когда он снова побывал на родине, в Испании?
И он ответил: запах! Точнее, два запаха. Один — морского ветра, а другой — присущий домам Валенсии, отдающий мылом запах мраморного корыта для стирки…
Что это, простое совпадение наших интимных (и весьма субъективных) ощущений?
По-видимому, нет: у многих людей приятные или неприятные воспоминания может вызвать запах духов или лекарств. И чтобы «включить экран» прошлого, хватает нескольких душистых молекул, попавших на мизерный участок слизистой оболочки.
Обоняние и связанный с ним вкус называют химическими чувствами — их рецепторы реагируют на молекулярные сигналы.
На слизистой оболочке носа летучие молекулы захватываются волосковидными отростками — ресничками обонятельных клеток. В клетках возникают нервные импульсы, передающиеся в височную долю мозга. Мозг расшифровывает их и сообщает, что именно мы нюхаем.
Но вернемся к ностальгии. Читаю «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста: его герой съел печенье тетушки, и память восстановила картины детства…
Тургенева тянуло в Спасское-Лутовиново отовсюду из Москвы и Петербурга, Парижа и Рима, Берлина и Лондона: «Воздух родины имеет в себе что-то необъяснимое…».
У Куприна даже цветы на родине пахнут по-иному, сильнее, чем за границей. Письмо А. К. Толстого из имения Пустынька от 22 августа 1851 года:
«Сейчас только вернулся из лесу, где искал и нашел много грибов. Мне раз как-то говорили о влиянии запахов и до какой степени они могут напомнить и восстановить в памяти то, что было забыто уже много лет. Мне кажется, что лесные запахи обладают всего больше этим свойством…
Вот сейчас, нюхая рыжик, я увидел перед собой, как в молнии, все мое детство во всех подробностях до семилетнего возраста».
Известно, что А. К. Толстой страдал астмой. Значит, у него была склонность к аллергическим реакциям. Не отсюда ли и столь ясное видение картины детства от одного только запаха рыжика?
Вспомнить все
В иммунологии есть понятие так называемого «первородного греха», заимствованное из библейской терминологии.
Суть его в том, что самая первая встреча организма, например с вирусом гриппа, производит столь сильный иммунологический эффект, что клетки, образующие антитела, «запоминают» узор мозаики антигенной оболочки вируса.
Потом, при встрече с другими вирусами гриппа, организм наряду с новыми иммунными заготовками продолжает штамповать противотела и к «пример-штамму» вируса.
Человек всю жизнь носит в крови защитные тела не только к вирусам и бактериям, но и к любым веществам, способным вызвать иммунную реакцию. Наука знает по крайней мере пять источников «чужих» молекул.
О микроорганизмах мы уже упоминали. Второй источник — пища (вот оно, то самое печенье тетушки, заставившее героя Пруста вспомнить детство). Третий — пыльца растений (самый распространенный аллерген). Четвертый — химические вещества (промышленные вредности, бытовые химикалии, например стиральный порошок, краска для волос).
Пятый принадлежит самому организму. Это может быть эмбрион — плод, обладающий антигенами не только матери, но и отца, или ставшие «чужими» клетки — «уроды», появившиеся в организме из-за генетических аномалий или старения.
И хотя уже давно бытует понятие «иммунологическая память», означающее настороженность к веществам, когда-либо побывавшим в организме, о связи этой памяти с нашей памятью в ее обычном понимании пока вроде бы еще никто не говорил. А зря.
В корне иммунных реакций лежат весьма тонкие процессы распознавания «своего» и «чужого» на основе долговременной иммунологической памяти. На некоторые повторные встречи с аллергеном организм отвечает бурной реакцией (вспомните про своих знакомых с бронхиальной астмой или с повышенной чувствительностью к пыльце).
Не такой ли механизм сработал у А. К. Толстого, когда он, нюхая рыжик, мгновенно вспомнил детство? Но почему вспомнил? Какая связь между запахом — аллергеном, памятью головного мозга и памятью иммунологической?
Давайте порассуждаем. Основная арена, на которой бушуют реакции иммунитета, — это костный мозг, кроветворная, а точнее, лимфоидная ткань. Главные действующие лица — клетки этой ткани, прежде всего лимфоциты и макрофаги.
Аллергия — лишь частный случай ответа иммунной системы на повторный контакт с антигеном. А пахучие вещества лишь часть химических раздражителей, способных вызвать аллергию.
Число вариантов лимфоцитов, играющих основную роль в иммунитете, столь велико, что любой антиген всегда находит в организме сорт лимфоидных клеток с соответствующими рецепторами. Контакт между антигеном и рецепторами вызывает бурную реакцию размножения «нужных» вариантов клеток.
Образующиеся при аллергии иммунные комплексы могут повреждать некоторые виды клеток организма, представляющих собой «склады» высокоактивных веществ, например гистамина и ацетилхолина.
Резкое повышение концентрации этих нейростимуляторов в крови и тканях (особенно мозговой) вызывает своеобразный шок, закрепляющий ассоциации иммунологической и мозговой памяти.
Не замкнулась ли цепочка? Память — биологические реакции внешние воздействия?
Память и биологические реакции
Давайте снова обратимся к художественной литературе. Герой романа Германа Гессе «Игра в бисер» Иозеф Кнехт вспоминает:
«Мне было тогда лет четырнадцать, и произошло это ранней весной… Однажды после полудня товарищ позвал меня пойти с ним нарезать веток бузины.
Мы подошли к кустам бузины, усыпанным крохотными почками, листики еще не проклюнулись, а когда я срезал ветку, мне в нос ударил горьковато-сладкий резкий запах. Казалось, он вобрал в себя, слил воедино и во много раз усилил все другие запахи весны.
Я был ошеломлен, я нюхал нож, руку, ветку. Мы не произнесли ни слова, однако мой товарищ долго и задумчиво смотрел на ветку и несколько раз подносил ее к носу: стало быть, и ему о чем-то говорил этот запах…
Примерно в то же самое время я увидел у своего учителя музыки старую нотную тетрадь с песнями Франца Шуберта. Как-то, дожидаясь начала урока, я перелистывал ее, и в ответ на мою просьбу учитель разрешил мне взять на несколько дней ноты.
И вот, то ли в день нашего похода за бузиной, то ли на следующий, я вдруг наткнулся на «Весенние надежды» Шуберта. Первые же аккорды аккомпанемента ошеломили меня радостью узнавания: они словно пахли, как пахла срезанная ветка бузины, так же горьковато-сладко, так же сильно и всепобеждающе, как сама ранняя весна!
С этого часа для меня ассоциация — ранняя весна, запах бузины, шубертовский аккорд — есть величина постоянная и абсолютно достоверная, стоит мне взять этот аккорд, как я немедленно и непременно слышу терпкий запах бузины, а то и другое означает для меня раннюю весну. В этой частной ассоциации я обрел нечто прекрасное, чего я ни за какие блага не отдам».
Цитата из «Игры в бисер» как бы подводит итог нашему разговору. Прокомментируем некоторые ее места.
Отметим, что это случилось с мальчишкой в переходном четырнадцатилетнем возрасте, в период гормональной перестройки организма, и к тому же весной — то есть в сезон, когда обостряются психофизиологические процессы и чувства.
Более того, «чувство бузины» было не индивидуальным — его ощущал и товарищ Кнехта. И особенно важно то, что запах бузины прочно ассоциировался со случайным событием детства: знакомством с музыкой Шуберта.
Именно в тот момент музыка произвела на мальчика неизгладимое впечатление и стала вторым, подкрепляющим символом весны, радости, надежды.
Вероятно, широкие ассоциативные связи с запахами мы унаследовали от предков, в жизни которых обоняние играло огромную роль.
Еще более важны запахи для животных. Их поведение от рождения до смерти неразрывно связано с восприятием запахов, которые несут информацию об окружающей среде, возбуждают инстинкты и фактически диктуют характер действий.
Этологи, специалисты по поведению животных, считают, что обоняние предшествовало всем другим чувствам, помогающим на расстоянии ощущать пищу, врагов, особей противоположного пола.
У животных запахи служат компасом, по ним звери определяют родство, находят детей. Наконец, запахи — залог порядка: общественная жизнь животных была бы невозможна без строгой иерархии распределения запахов по территории и среди соплеменников.
По отношению к человеку проблема «обоняние и поведение» почти не исследована, хотя, нужно полагать, не только парфюмерия заинтересована в этом.
Когда у только что вернувшихся из длительного многомесячного орбитального космического полета Л. Кизима, О. Атькова и В. Соловьева спросили, какое самое острое чувство они испытали, вернувшись на Землю, то космонавты в один голос ответили: «Запахи!»
Кандидат медицинских наук Ягодинский В.
Видео: Дождь — релакс
Память и сенсорное восприятие окружающего мира
Память человека тесно связана с сенсорным восприятием окружающего мира. Запахи, музыка, и визуальные стимулы играют важную роль в активации воспоминаний, эмоциональных реакций и биологических процессов.
Это происходит благодаря уникальной организации мозга и его способности связывать сенсорные сигналы с хранящимися в памяти событиями.
1. Запахи и память.
Запахи напрямую связаны с лимбической системой, особенно с гиппокампом (участком, ответственным за память) и миндалевидным телом (эмоции).
Обонятельные сигналы не проходят через таламус (как большинство других ощущений), а сразу направляются в лимбическую систему. Это объясняет, почему запахи часто вызывают яркие воспоминания.
Даже слабый запах может мгновенно вернуть человека в прошлое, вызвав конкретные образы, эмоции или ощущения. Например, аромат домашней выпечки может напомнить о детстве.
2. Музыка и память.
Музыка активно влияет на мозг, активируя множество зон.
Эффект «музыкальной ностальгии».
Музыка, услышанная в молодости, чаще всего вызывает сильные эмоциональные воспоминания. Это связано с периодом формирования личности, когда музыка сопровождает важные жизненные события.
Активность мозга.
Музыка стимулирует височные доли (хранение звуковой информации) и фронтальные области, которые участвуют в эмоциональной интерпретации.
Терапевтическое использование.
Музыка активно используется в работе с людьми, страдающими деменцией или болезнью Альцгеймера, так как помогает «вытягивать» утраченные воспоминания.
3. Визуальные стимулы и память.
Визуальные образы тоже сильно влияют на память.
Эффект узнавания.
Вновь увиденные объекты или сцены могут активировать хранящиеся в памяти ассоциации. Это связано с работой зрительной коры и гиппокампа.
Гиппокамп (греч. ἱππoκαμπος — морской конек) — часть лимбической системы головного мозга (обонятельного мозга) и гиппокамповой формации.
Феномен дежавю.
Иногда новая сцена кажется знакомой. Это может быть связано с активацией ранее сохраненных фрагментов памяти, которые похожи на текущую ситуацию.
Зрительная долговременная память.
Люди способны запоминать тысячи изображений и легко их узнавать спустя годы, что указывает на мощь визуальной памяти.
Биологические реакции.
Все три вида стимулов (запахи, музыка, образы) запускают не только когнитивные, но и физиологические реакции:
— Учащение сердцебиения, если воспоминание связано с тревогой.
— Выделение дофамина (гормона удовольствия), если вызваны приятные ассоциации.
— Напряжение мышц, потливость или мурашки, если воспоминание связано с сильным эмоциональным переживанием.
Сенсорные стимулы, такие как запахи, музыка и визуальные образы, обладают мощной способностью активировать память, поскольку они напрямую связаны с эмоциональными центрами мозга.
Эти связи подчеркивают уникальность человеческого опыта и подчеркивают важность сенсорного восприятия для формирования и сохранения воспоминаний.
Время и воспоминания
1. Запах и воспоминания.
Запахи часто вызывают особенно яркие воспоминания благодаря их прямой связи с лимбической системой головного мозга.
Аромат цветов.
Человек чувствует запах жасмина и мгновенно вспоминает летние вечера, проведенные в саду бабушки. Запах переносит его в детство, вызывая тепло и ностальгию.
Аромат еды.
Запах свежевыпеченного хлеба напомнил туристу поездку в Европу, когда он завтракал в маленькой пекарне. Это вызывает у него приятное чувство уюта и радости.
Запах парфюма.
Женщина улавливает аромат духов и сразу вспоминает первую встречу с человеком, который носил этот запах. Это вызывает сильную эмоциональную реакцию, даже спустя годы.
2. Музыка и воспоминания.
Музыка способна мгновенно возвращать нас к определенным моментам жизни.
Песня юности.
Услышав популярную песню из 90-х, человек вспоминает, как танцевал на выпускном вечере. Он снова ощущает волну радости и волнения.
Личная мелодия.
Музыка, игравшая на свадьбе, вдруг начинает звучать по радио. Она переносит слушателя в тот день, вызывая теплую ностальгию и улыбку.
Колыбельная.
Мелодия, которую пела мать в детстве, неожиданно напоминает о безопасном и уютном времени.
3. Визуальные стимулы и воспоминания.
Вид вновь увиденного места или объекта часто пробуждает дремлющие воспоминания.
Старая фотография.
Человек случайно находит фотографию из школьного альбома. Это вызывает поток воспоминаний о школьных друзьях, учителях и важных моментах того времени.
Узнавание улицы.
Прогуливаясь в незнакомом городе, турист видит старую церковь и осознает, что видел ее в детстве. Это открытие возвращает воспоминания о семейном путешествии.
Ландшафт.
Вид заснеженного леса напоминает о зимах в детстве, когда человек катался на санках с друзьями. Это вызывает чувство радости и тепла.
Каждый из этих примеров иллюстрирует, как сенсорные триггеры — запахи, музыка и визуальные образы — активируют глубоко спрятанные воспоминания, вызывая мощные эмоциональные отклики.
Это подчеркивает важность сенсорного опыта для сохранения и воспроизведения нашей памяти.
Видео: Гуси – спокойствие и Relax
Сенсорные триггеры и активация воспоминаний
Сенсорные триггеры активно применяются в искусстве, маркетинге, терапии и других областях для активации воспоминаний, создания эмоций и улучшения восприятия. Эти триггеры стимулируют конкретные чувства, формируют ассоциации и усиливают впечатления.
1. В искусстве.
Запахи в искусстве.
Инсталляции и перформансы.
Некоторые художники используют запахи для усиления эмоционального эффекта своих работ. Например, запахи цветов или земли могут сопровождать выставку, погружая зрителя в определенное настроение.
Ароматические выставки.
Экспозиции, где запахи сопровождают произведения искусства, чтобы усилить их восприятие. Например, запах ладана на выставке религиозной тематики.
Музыка в искусстве.
Саундтреки к фильмам.
Музыка используется для создания атмосферы и усиления эмоционального воздействия на зрителя. Например, тревожная музыка может сделать сцену напряженной, а лирическая мелодия — трогательной.
Музыкальные спектакли и оперы.
Композиторы используют звуки и мелодии для погружения зрителя в сюжет.
Визуальные триггеры.
Кинематограф.
Визуальные образы и цвета в фильмах вызывают ассоциации и эмоции. Например, яркие теплые тона в фильмах Уэса Андерсона усиливают ощущение уюта, а серые оттенки в фильмах о войне подчеркивают мрачность.
Картины и скульптуры.
Художники используют узнаваемые элементы (например, силуэты, ландшафты) для активации воспоминаний или создания ассоциаций.
2. В маркетинге.
Запахи в рекламе и торговле.
Аромамаркетинг.
Магазины используют приятные запахи (кофе, ваниль, цитрусы) для создания уютной атмосферы, чтобы клиентам хотелось остаться дольше. Например, запах свежей выпечки в булочных.
Парфюмерная реклама.
Рекламные ролики сопровождаются визуальными образами, вызывающими ассоциации с чистотой, роскошью или романтикой, дополняемые ароматическими пробниками.
Музыка в рекламе.
Джинглы.
Узнаваемые мелодии или звуковые логотипы остаются в памяти и создают положительные ассоциации с брендом (например, мелодия Intel).
Фоновая музыка.
В кафе, отелях и магазинах часто звучит музыка, способствующая расслаблению или стимулирующая покупки.
Визуальные триггеры.
Логотипы и цвета.
Использование определенных цветов (красный — энергия, синий — доверие) помогает брендам создавать эмоциональные связи с клиентами.
Образы счастливых семей или успеха вызывают позитивные ассоциации с продуктом.
3. В терапии и медицине.
Запахи в терапии.
Ароматерапия.
Использование эфирных масел для снижения стресса, улучшения сна или стимуляции памяти у людей с деменцией.
Реабилитация.
Ароматы, связанные с прошлым пациента, используются для пробуждения воспоминаний.
Музыка в терапии.
Музыкальная терапия.
Применяется для работы с пациентами, страдающими депрессией, тревожностью, аутизмом или деменцией. Музыка может вызывать у них утраченные воспоминания или улучшать настроение.
Ритмическая терапия.
Используется для восстановления моторики у пациентов после инсульта.
Визуальные стимулы в терапии.
Фототерапия.
Пациентам показывают фотографии из их прошлого для восстановления памяти или работы с травмами.
Виртуальная реальность.
Используется для лечения фобий, например, страха высоты или полетов.
4. В образовании и культурной сфере.
Запахи.
Исторические реконструкции.
В музеях воссоздают запахи средневековых улиц, фабрик или лесов, чтобы дать посетителям полное погружение в эпоху.
Музыка.
Обучение через песни.
В школах и на курсах языков, часто учат через песни, так как рифмы и мелодии легче запоминаются.
Визуальные триггеры.
Видео и изображения.
Использование визуальных средств в обучении помогает лучше запомнить материал. Например, исторические события оживают через документальные фильмы.
5. В повседневной жизни и технологии.
Запахи.
Запахи будущего.
Разрабатываются устройства, передающие запахи вместе с видео для создания более полного опыта.
Музыка.
Персонализированные плейлисты.
Сервисы вроде Spotify подбирают музыку, которая вызывает у пользователей эмоции или воспоминания, улучшая их день.
Spotify (рус. Спотифай) — музыкальный стриминговый сервис, позволяющий прослушивать музыкальные композиции, аудиокниги и подкасты.
Визуальные стимулы.
Социальные сети.
Платформы активно используют визуальные образы (фотографии, мемы), которые легко запоминаются и ассоциируются с конкретными эмоциями.
Сенсорные триггеры — это мощный инструмент, который помогает создавать эмоциональные связи, улучшать запоминание и обогащать восприятие.
Их применение в искусстве, маркетинге, терапии и других областях показывает, насколько тесно сенсорное восприятие связано с человеческой памятью и эмоциями.
Видео: Пион распускается
Память сердца и сердечные часы – сердце и память
Время – счастье и время в мире событий — гипотезы ученых
Ритмы жизни — биологические часы — время и рефлексы в процессе жизни
Жюль Верн и время научной фантастики
Возникновение понятия времени