Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика

Водяные куранты Петергофа – водяные часы

Водяные куранты Петергофа – водяные часы

         Содержание

     История строительства курантов

     Механизм водяных часов

     Водяной музыкальный инструмент

 

     Каждый, кто летом приезжает в Петергоф, стремится полюбоваться прославленными фонтанами и каскадами Нижнего парка Петродворца (бывший Петергоф).

     Но мало кто знает, что в ХVIII веке там, где теперь расположены Воронихинские колоннады, в деревянных галереях, или «гармониках», помещались водяные музыкальные инструменты.

     Один из них назывался «колокольня, которая ходит водою», или «глокшпиль». Петергофские водяные куранты имели довольно сложное устройство, их стеклянные колокола звучали под действием падающей воды.

     В погребе галереи было установлено насаженное на дубовый вал деревянное наливное колесо с прикрепленными к валу пробковыми молоточками, обтянутыми кожей.

    Поступавшая из квадратного пруда Верхнего сада по трубе вода падала на колесо и приводила его в движение. Молоточки ударяли по подвешенным стеклянным колокольчикам, подобранным по тонам, и повсюду разливался тихий, мелодичный звон.

Древние часы
Древние часы

История строительства курантов

     Идея строительства курантов принадлежит Петру Первому. К их изготовлению и установке были привлечены лучшие архитекторы и мастера различных специальностей.

     Так, 4 марта 1723 года архитектор Д. Трезини сообщал в канцелярию, ведавшую строительством дворцов в Петербурге и пригородах, что он по царскому указу изготовил модели колоколов для курантов в Петергофе.

     С утвержденными образцами «колокольной и игральной музыки» мастер Ферстер выехал в Ямбург на стекольный завод.

     Согласно архивному реестру 3 июля 1723 года о поездке Ферстера в Ямбург упоминается, что к петергофским курантам необходимо было изготовить 88 колоколов, но он их заказал больше «для того, что когда будет их приводить в согласие, то из оного числа некоторые могут разбиться и чтоб было в запас».

Из 88 стеклянных колоколов водяных курантов Петергофа сохранился только один.

Водяные куранты Петергофа – водяные часы
Водяные куранты Петергофа – водяные часы

Механизм водяных часов

     В 1724 году куранты были установлены. Сложный механизм нуждался в постоянном присмотре и обновлении. Уже 3 мая 1729 года архитектор И. Мордвинов сообщал, что в «Петергофе у глокшпиля вал чрез долгое время и мокроту сгнил и играть на оном невозможно».

     Количество колоколов на музыкальной звоннице менялось. Осматривавший куранты 9 октября 1736 года мастер отметил, что «у хрустальной в Петергофе колокольне, которая ходит водою, из погреба машину вынуть, дабы не гнила, а имеющиеся на той колокольне пятьдесят шесть колоколов надлежит соломой обвертеть, чтоб не лопнули от зимней стужи».

Часы или из прошлого машины времени
Часы или из прошлого машины времени

Водяной музыкальный инструмент

     Другой не менее оригинальный водяной музыкальный инструмент появляется в Петергофе в 40-х годах XVII века.

     12 июня 1744 года в Канцелярию от строений явился «цесарской нации органный мастер» Бальтазар Фрис, предложивший установить в Петергофе, в западной галерее, за 512 рублей в течение года «органную игру, а при ней егерскую штуку».

     Мастер Фрис украсил новый музыкальный инструмент фигурами с изображениями охоты: собак, с лаем преследующих оленя, охотника, трубящего в рог, двух сатиров, играющих на флейтах, и двенадцати птиц, певших «как бы они живы были».

     12 июня 1745 года мастера, принимая работу Фриса, записали в своем заключении:

     «Хотя при тех органах егерь, олень, собаки и птицы сами голосом не действуют, а действуют за них по их голосу приведенные от мехов трубки исправно, то принять в число его обязательства и деньги выдать сполна».

     Подобно курантам, «егерская штука» играла сжатым воздухом от кузнечных мехов, приводимых в движение водяным колесом.

     В 1760 году «игральной музыки» подмастерья Иван Полянский и Михаил Кузовлев добавили к органу «самоиграющий клавицен» с медными и стальными струнами. Какова дальнейшая судьба этого уникального собрания водяных музыкальных инструментов?

     Сложные инструменты требовали ухода и ежегодного ремонта. Но найти опытных мастеров было не так-то просто.

Эта глиняная статуэтка из Помпеи изображает первый водяной орган — гидравлос. (Фигурка играющего человека и верхняя часть статуэтки не сохранились.)

Водяные куранты Петергофа – водяные часы
Водяные куранты Петергофа – водяные часы

Гидравлос сконструирован около 250 года до нашей эры механиком и инженером Ктезибием из Александрии. Звучание органа происходит под давлением сжатого воздуха, поступающего в трубки различной величины. Воздух нагнетается водяными насосами.

     28 апреля 1799 года управитель Петергофа полковник Бибиков сообщал в Гофинтендантскую контору, что состоявший при «глокшпиле» и органах мастер Василий Михайлов «волею божиею помре».

     В том же донесении указывалось, что водяные музыкальные инструменты разобраны, состоявший при мастере ученик Семион Степанов «установить их знания не имеет, а по Петергофу такого мастерства людей не имеется».

     28 мая 1799 года в Петергоф из Петербурга приехал вольный мастер Иван Шульц. Он осмотрел музыкальные инструменты и согласился их собрать. За установку «глокшпиля» Шульц запросил 200 рублей, органа — 600 рублей, 300 рублей ежегодно за службу и летнюю квартиру в Петергофе.

     Условия, поставленные Шульцем, оказались неприемлемыми. Других мастеров отыскать не удалось.

Водяной орган Герона, ученика Ктезибия. Два водяных цилиндрических насоса нагнетают воздух в котел, откуда воздух через систему выдвижных рычагов (их называли клавишами) поступал в органные трубки.

Водяные куранты Петергофа – водяные часы
Водяные куранты Петергофа – водяные часы

Водяные насосы в органах использовались примерно до 350 года нашей эры. Позднее органы стали пневматическими.

     Об устройстве этих необычных инструментов сейчас мы можем судить лишь по отрывочным архивным документам и воспоминаниям современников: не сохранилось ни чертежей, ни зарисовок музыкальных машин.

     От «глокшпиля», или водяных курантов, лишь один колокол уцелел (находится в экспозиции Государственного Русского музея).

     В 1802 году обветшавшие деревянные галереи сломали. На их месте по проекту архитектора А. Воронихина построили каменные павильоны — фонтаны. К этому времени части музыкальных инструментов были потеряны, а затем о них и вовсе позабыли…

                                                                                                                                 Ардикуца В.

Видео: Загадка часы и сейф

Часы французской революции и стоминутный час

Часы Полуночное поэтическое желание

Часы Полуночный планетарий на руке

Ритмы жизни — биологические часы — время и рефлексы в процессе жизни

Время по звездам — составные части звездных часов

 

You May Also Like